Статья посвящена истории и терминологии стиля «лофт». Они рассматриваются в контексте спора о самом названии: лофт или индустриальный стиль?
Суть вопроса
В дизайнерских сообществах периодически появляются заявления типа:
«Нет такого стиля «ЛОФТ». Прекратите так писать… Бред же полнейший».
Почему делаются такие заявления и что имеется в виду? Ведь словосочетание «стиль лофт» употребляется не только в профессиональном жаргоне одиночек. Оно прочно вошло в массовое употребление и постоянно встречается в специализированных изданиях.
Авторы подобных заявлений настаивают, что на Западе «лофтом» называют определённый вид компоновки внутреннего пространства. А сам стиль называется «индустриальным». И он не применяется в обычных квартирах или домах.
Так в 2015 году в онлайн-издании «BURO.» была опубликована статья Дмитрия Логинова. Она называлась: «Почему понятие «интерьер в стиле лофт» — это бессмысленный штамп». Дмитрий пишет:
«Лофт — это характеристика недвижимости, это бывшее промышленное пространство, где обустроены апартаменты, галерея, офис, ресторан и т. д. Интерьер «в стиле лофт», по сути, такая же бессмыслица, как и интерьер «в стиле квартиры», «таунхауса» или «русской баньки»…
«В странах с развитой индустрией интерьерного дизайна никому и в голову не придет имитировать лофт в обычном жилом доме или современном небоскребе. Говоря о лофте, мы всегда должны иметь в виду именно бывшее промышленное здание (а иногда амбар, склад, водонапорную башню и даже церковь). Для иных случаев, дабы интерьер не выглядел нелепо, стоит подобрать более подходящий стиль».
Дмитрий — предметный и промышленный дизайнер. Поэтому он и придерживается именно такой позиции. Чтобы понять, правильны ли его утверждения, необходимо кратко рассмотреть три вопроса:
- Историю зарождения и развития индустриального стиля.
- Значение слова «лофт».
- Применение термина «лофт» именно к стилю.
В таком порядке и пойдём.
Индустриальный стиль
Стиль зародился в США в первой половине XX в. Название «industrial» он получил, поскольку применялся при переделке бывших фабричных помещений под жилые. При этом эстетика их индустриального облика сохранялась и обыгрывалась.
Большую роль в популяризации стиля сыграла в 60-е годы культовая «Фабрика» (The Factory) Энди Уорхола. Первоначально она располагалась в здании бывшей серебряной фабрики на 47-ой улице Нью Йорка. В 1967 году «Фабрика» переехала в более респектабельное здание Decker Building на Юнион-Сквер.
Позже стиль вышел за пределы США. Он стал применяться не только в бывших промышленных зданиях, но и там, где станков никогда не было.
Стиль молодой, ему меньше ста лет, он развивается и делится на направления. Уже сейчас условно выделяют три течения:
- «промышленный» дизайн – индустриальный стиль;
- «гламурный» – выбор «высшего общества»;
- «богемный» – апартаменты для творческих людей.
Разумеется, это неофициальные и во многом спорные названия. Но они отражают очевидные визуальные различия внутри стиля.
Также с ним часто путают стиль «гранж». Но гранж появился раньше, во Франции XIX века. Правда причины его появления и принципы оформления интерьера во многом схожи. Вкратце его суть можно выразить так: барин переехал жить в амбар.
На данный момент правильнее говорить не об одном едином стиле, а о совокупности нескольких вариантов. И к некоторым из них слово «индустриальный» не подходит уже совершенно.
При этом нельзя сказать, что подобное происходит только у нас. На фото ниже запечатлены жилые апартаменты на родине стиля — в США. Яркие и гламурные элементы интерьера сочетаются с фактурой голого бетона. И кроме него тут нет ничего от слова «индустриальный».
Так что не получается уже впихнуть всё разнообразие стиля в первоначальное название.
Лофт, как пространство
На русский язык слово «loft» переводится как «чердак». Но в западной архитектуре оно имеет несколько расширенную трактовку. Энциклопедия «Britannica» расшифровывает «лофт в архитектуре» как:
«верхнее пространство внутри здания, или большое неразделенное пространство в здании, используемом главным образом для хранения в деловой или промышленной сферах… По сравнению с мансардой, лофт обычно открывается с одной стороны подобно балкону, как пространство под крышей сарая на сеновале. Спальные лофты часто устраиваются в небольших жилищах, чтобы выиграть больше пространства. Во многих современных городах, где жилая площадь имеет высокую ценность, промышленные лофты преобразуют в жилые помещения…».
Также Британика упоминает о лофте в храмах и театрах. В храмах это пространство называется rood loft.
Получается, что лофт — это конкретное внутреннее балконно-антресольное пространство. И, согласно этому определению, любое помещение с достаточно высокими потолками для устройства ещё одного внутреннего верхнего яруса может стать лофтом. Не только промышленное или хозяйственное.
Лофт, как стиль
Примеров массового применения слова «лофт» в сообществе дизайнеров и архитекторов Западной Европы Вы не найдёте. Но утверждение, что оно там не применяется совершенно, тоже не верно. Вот обложка каталога австрийской мебельной фабрики «Voglauer». Она основана в 1932 году Sebastian Gschwandtner. Каталог отпечатан на немецком языке и не для России. Коллекция называется «V-Loft». Это подтверждает, что некая стилистическая составляющая всё же существует.
Когда стиль появился в Америке, там была масса высвобождающихся промышленных объектов для его применения. Выходить за их границы на другие объекты не было смысла. Нет ничего удивительного в том, что в США этот стиль исключительно индустриальный.
И в Европу стиль пришёл в тот момент, когда и там начали массово закрываться заводы. Поэтому тут просто переняли заокеанскую модель и термины. Кроме того, для жилых пространств у европейцев уже существовал аналогичный стиль — гранж. Им не было необходимости искать что-то новое. Кто хочет сделать «лофт» в доме или квартире, тот сделает интерьер в стиле гранж.
У нас же стиль появился раньше, чем бывшие цеха стали отдавать под жильё. Последнее началось совсем недавно и далеко не везде. Например, масштабная перестройка бывшего машино-строительного завода «Рассвет» в Москве. До него тут была мебельно-столярная фабрика «Мюръ и Мерилизъ». Теперь же будет жилой квартал «Рассвет».
Но приобщиться к «мировой тенденции» хотелось уже давно и повсеместно. Вот и ухватились за слово «лофт». Ведь в визуальном выражении интерьер зачастую выглядит именно как облагороженный чердак. А слово «гранж» у нас и сейчас не всем знакомо. Кроме того, это хоть и похоже, но совсем не Уорхол. Гранж — это «отсталая деревня», а требовалось «продвинутое мегаполисное».
Догмы и логика
Рассуждения Дмитрия содержат в себе догматические ограничения и логическую ошибку.
Ограничения заключены в утверждениях, что лофт — это исключительно бывшее промышленное или хозяйственное пространство, а стиль — исключительно «индустриальный». Имитация фабричного цеха внутри квартиры с низкими потолками или классического дома действительно будет нелепой. Но ведь стиль развивается и адаптируется к «гражданским» условиям. Открытые воздуховоды и промышленные светильники уже не столь важны. Они могут быть в очень небольшом количестве, как дань былому, намёк на его историю. В настоящий момент упор делается не на конкретные предметы и атрибуты, а на фактуры. Бетон, кирпич, сталь, наливные полы.
Да и сами пространства меняются. Новые дома зачастую изначально располагают своим внешним видом к применению бетона и кирпича в интерьере. Квартиры в них могут иметь площадь в несколько сотен метров при потолках выше трёх и окнах в пол.
А логическая ошибка заключается в отрицании возможности применения внутри квартир стиля, сформированного вне их пространства. При этом почему-то допускаются «иные стили». Но ведь и те в своё время формировались не в квартирах. Если развить логику данного утверждения, то тогда тут вообще не должно быть никакого дизайна. Ну кроме народного рабоче-крестьянского. Ведь квартиры — историческое развитие изб и бараков.
Да и дома не дворцы или регион Франции. Значит, прощай классический стиль и прованс? Давайте запретим прованс вне географических границ региона. Как это сделано по отношению к коньяку и шампанскому.
Стили лофт и индустриальный
Ничто не мешает разделить понятия пространства и стиля. Наличие географического Прованса не запрещает стиль «прованс» в любом другом регионе. Дать всё ещё формирующемуся стилю название в честь его пространственных корней — это нормально. Слова часто имеют больше одного значения или вообще меняют смысл.
В английском языке прилагательное «nice» (милый, приятный) происходит от латинского слова «nescius» (невежественный, несведущий). И именно таким был его начальный смысл в самом английском языке сразу после перехода из французского в начале XIV века. А в случае с лофтом (как я уже писал) даже смысл практически не поменялся. Чердак-чердаком.
Сам же индустриальный стиль никто не отменяет. В отличие от не до конца понятного лофта индустриальный стиль чётко сформирован. Он существует и будет существовать. Но он не отражает суть других ответвлений первоначального стиля. И чем дальше — тем больше. Дизайнеры уже работают в разных пространствах, разделение состоялось по факту.
Слово «лофт» не является брендом, оно свободно для развития. Этот термин прочно вошёл и осел в нашем языке. Отрицать естественный процесс не продуктивно. Правильнее будет разъяснить историю появления данного термина в России. И дать совет, как точнее называть этот стиль в общении с зарубежными коллегами, чтобы не возникало путаницы.